В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обществен­ной функции.

Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разре­шается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятель­ности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим дей­ствиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничива­ются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других ри­сунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Млад­шие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить про­стые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на раз­витие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограни­чена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель­ность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за­помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошколь­ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе­направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способ­ны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты высту­пают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Одна­ко уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные вза­имоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игру­шек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Сознательное управле­ние поведением только начинает складываться; во многом поведение ре­бенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.